Вклад юных героев в Победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
День защиты детей, традиционно отмечаемый 1 июня, – это прекрасный праздник, наполненный весельем, детским задором, непосредственностью и радостью.
История этого дня берет начало с сессии Международной женской демократической федерации, проходившей в ноябре 1949 г. Тогда было принято решение учредить День защиты детей. Это стало ответом на одну из важнейших задач послевоенного времени – восстановление мирной жизни и защиту детства, пострадавшего в годы Второй мировой войны. Уже в 1950 г. более 50 стран поддержав эту инициативу, организовали первые мероприятия, на которых поднимались вопросы безопасности, здоровья и благополучия детей. Газета «Красная Чувашия» от 31 мая 1950 г. сообщает, что согласно решению «Национального комитета по проведению Международного дня детей решил провести день 1 июня под знаком активной поддержки борьбы за мир и кампании за запрещение атомного оружия с целью избавить детей от ужасов подготовляемой... войны». Библиотека БУ «ГАСИ ЧР».
Судьбы детей Чувашии, переживших трудные годы Великой Отечественной войны, наполнены как трагизмом, страхом, тяжестью забот, лежавших на их плечах, так и волнительной радостью от скромной, но очень важной, помощи, которую они могли оказывать фронту и в тылу.
Каждый ребенок, независимо от возраста чувствовал изменения в повседневной жизни, связанные с войной. Касалось это и совсем еще малышей. Посещая дошкольные учреждения, они обучались правилам противовоздушной и противохимической обороны. Почти в каждом учреждении наряду с наличием противопожарного оборудования, создавались группы самозащиты, разрабатывались планы эвакуации при воздушной тревоге, а также проводились мероприятия по обучению ребят быстро одеваться укрыться в бомбоубежище.
Руководство и воспитатели детских садов особое внимание старались уделять и оборонно-массовой работе с малышами. Годовой отчет заведующей детским садом (инициалы не указаны) Орловой о работе детского сада завода № 471 за 1943 г. сообщается: «... Детсад ведет систематическую переписку с родителями фронтовиками. Отцы, братья шлют письма полные благодарности за внимание и заботу о их детях, братьях, сёстрах. В детском саду проводятся встречи с раненными бойцами из госпиталя, с приехавшими с фронта отцами. Дети ходят выступать в госпиталь, носят раненым подарки, бумагу, карандаши, носовые платки, книги и т.д. …». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-2852. Оп. 1. Д. 168. Л. 47.).
Война оказала значительное влияние на формирование личности подрастающего поколения республики. Существенное внимание, в связи с этим уделялось агитационно-пропагандистской работе. Так, Чебоксарский Дворец пионеров и школьников в период с 22 июня по 1 октября 1941 г. вниманию ребят представил лекции на следующие темы: «Отечественная война», «Герои отечественных войн», «Положение трудящихся в оккупированных Германией странах», «Пионер – будь бдителен», «Боевые эпизоды Отечественной войны», «Как уберечься от авиабомб», «Пионер! Помогай Родине», «Сталинские соколы бьют врага по-сталински!», «Голод в фашистской Германии», «Юные патриоты» и др.
Можно утверждать, что агитационная работа способствовали вовлечению школьников к оказанию помощи Родине уже с первых дней войны. Подтверждением этому служит отчет секретаря Чебоксарского райкома ВЛКСМ А. Охандерова о работе районного пионерского лагеря Чебоксарского района Чувашской АССР в 1941 г. от 5 сентября 1941 г.: «…Районный пионерский лагерь открылся 20 июня. Лагерь работал только одну смену… Прибывшие пионеры – это дети колхозников, стахановцев, служащих и членов промартели… Известие о нападении германского фашизма зажгло в сердцах юных патриотов огонь… Они, как и каждый советский гражданин, задавались вопросом: «Чем мы можем помочь Родине?». Ответ был один: организованность, сознательность, дисциплинированность, активное участие в общем труде советского народа. Пионеры лагеря собрали 250 кг металлолома. 25 пионеров первого отряда научились метко стрелять и сдали нормы ЮВС. Все под руководством военрука изучили правила противовоздушной и химической обороны, девочки осваивали санитарное дело. Ежедневно проводились политинформации, читки и беседы...». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-6. Оп. 5. Д. 213а. Л. 6-7.).
Первый военный месяц четко обозначил нужды фронта и требования тыла. В связи с этим пионеры и школьники, не входившие в пионерскую организацию, сформировали план работ. Среди основных направлений деятельности можно выделить: сбор металлолома, лекарственных растений, средств на строительство танков, подготовку подарков для бойцов Красной армии, помощь колхозам во время сельскохозяйственных работ, а также госпиталям, в поддержании морального духа раненых и др. Об этом свидетельствует докладная секретаря Чувашского обкома ВЛКСМ по школам [А.Ф.] Башкировой в школьный отдел ЦК ВЛКСМ (инициалы не указаны) Сысоевой от [не ранее 1 августа 1942 г.]: «Труд занимал большое место в жизни пионерлагерей этого года. Сбор полезных дикорастущих растений был одним из главных работ пионеров. Многие лагери добились в этой работе хороших результатов: в Канашском городском лагере при ВРЗ за 2 смены ребята собрали 300 кг лекарственных растений и 500 кг рябины; пионеры Порецкого районного лагеря собрали за одну смену 300 кг полыни и 100 кг белены; в Калининском районном лагере пионеры за одну смену собрали наряду с другими растениями 400 кг дубовой коры… Кроме сбора дикорастущих пионеры находясь в лагерях оказывали большую помощь колхозам…». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-6. Оп. 5. Д. 318. Л. 30.).
Не оставим без внимания и свидетельства, сохранившиеся в информации председателя Чувашского республиканского комитета Союза работников начальных и средних школ (инициалы не указаны) Русланова от [не ранее 5 сентября 1942 г. и не позднее 20 сентября 1942 г.] об участии учителей и учащихся неполных средних, средних школ Чувашской АССР в сельскохозяйственных работах 1942 г. «… В 1941-12 уч. году школами республики для проведения с/х работ в колхозах и совхозах подготовлено 20237 учащихся, из них: трактористов 1408, комбайнеров 60 чел. и шоферов 68 чел. … По данным на 10 августа с/г к сельскохозяйственным работам привлечено 1046 отрядов с охватом 3357 учащихся и 1993 учителей. Остальные учащиеся работают вместе с родителями. В основном ученические отряды работали на прополке полевых и огородных культур. Кроме этого, использовались на вывозке навоза, на поднятия пара, бороньбе и т.д., а за последнее время отряды переключились на сеноуборку и уборку озимых культур… Так, учащиеся Изамбаевской средней школы Галкина М., Сергеева А., ежедневно выполняют по 3 трудодня, учащиеся Комсомольской средней школы Антонов М., Сумзин В., Кульгеев А. вырабатывают по 3-4 трудодня в день… Отряд Трех-Балтаевской средней школы Шемуршинского района в количестве 136 учащихся с 1 июня по 25 июля 1942 г. выработали 2961 трудодень…». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-2727/1531. Оп. 1. Д. 147. Л. 43-45об.).
Важные сведения содержатся в информации председателя Чувашского республиканского комитета профсоюза работников начальных и средних школ (инициалы не указаны) Русланова о социалистическом соревновании в школах Чувашской АССР от 8 октября 1942 г.: «…С начала уборочных работ учащиеся и учителя приняли горячее участие в уборке урожая: на вязке снопов, жнитве, молотьбе, скирдовании, сборе колосьев, уборке льна и гороха. С 1 сентября, когда начались учебные занятия в 1-4 классах, учащиеся после занятий выходили на работу в поле: копали картофель, колотили лен, скирдовали. Всего по району на 1 октября учащимися и учителями выработано 79241 трудодень…». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1. Оп. 23. Д. 911. Л. 5-8.).
Чувашия отправила тысячи своих мужчин на защиту Родины. Уходя на фронт, они оставляли свои семьи, многие из них нуждались в помощи из-за потери кормильца. Школьники не оставляли без внимания такие семьи. В документах содержатся сведения о помощи по уборке жилых комнат, приготовлении обедов, присмотре за малолетними детьми, а также о сборе вещей для детей фронтовиков. Об этом свидетельствует информация секретаря Красноармейского райкома ВЛКСМ Н. Скворцова о работе комсомола в школах Красноармейского района на 5 ноября 1943 г.: «… В Красноармейском районе всего 4 средних и 10 неполных средних школ… Комсомольские организации школ хорошо работали в сборе теплых вещей для детей фронтовиков. Всего собрано по школам 378 кг. шерсти, 404 пары варежек, 376 пар чулок, носков, 63 шт. шапок-ушанок, 10 шт. полушубок, 7 шт. овчин, 2 пары валенок, 672 пары белья. В этом деле хорошо работали комсомольцы Кожаровской нач. школы, где связали 30 пар варежек, чулок, собрали шерсти на 25 пар валенок, Янчеллинской, Яманаковской НСШ, Убеевской СШ, Сириклинской НШ и др. …». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-6. Оп. 5. Д. 343. Л. 112.).
В годы войны пристальное внимание уделяли поддержанию связи детей Чувашии с бойцами и командирами как местных военных частей, так и находящимися на фронте. «В повышении ответственности детей за свое поведение и учебу большую роль сыграла письменная связь детей с фронтовиками живая связь с бойцами и командирами местных воинских частей. Воспитанники Убеевского детского дома послали фронтовикам около пяти килограммов махорки-кров махорки-крошенки, специально выращенной ими самими на своем участке; воспитанники Ибресинского детского дома несколько пар носков и варежек, изготовив из шерсти с овец своего подсобного хозяйства», – читаем в справке (подпись не разборчива) о состоянии учебно-воспитательной работы в детских домах, спецшколах, интернатах Наркомпроса Чувашской АССР от 11 июня 1943 г. (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-6. Оп. 5. Д. 255. Л. 38.).
Для повышения ответственности и чувства сопричастности с фронтовиками организовывались группы помощи и поддержки раненым бойцам в госпиталях. «…Так в дни войны школьники держали неразрывную связь с фронтом. Обмен письмами имел большое воспитательное значение… К XXV годовщине Красной Армии учителя и учащиеся, воодушевленные успехами наших бойцов на фронте, собрали и послали им более 200 крупных посылок весом около 3,5 тонн… Труд в помощь семьям фронтовиков доставлял им [тимуровцам] удовлетворение и радость… А сколько работали тимуровцы в госпиталях? ... волна теплого чувства охватывала защитников Родины каждый раз при появлении в палатах детей в красных галстуках. В Чебоксарах создавались специальные концертные бригады для выступлений перед ранеными…», – запечатлено в издании «Школьники-фронту» С.П. Ухъянкинка от 1970 г. (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-2974. Оп. 1. Д. 36. Л. 18-23.).
Чувашия, будучи тыловым регионом, приняла тысячи эвакуированных детей, став для них вторым домом. Уже 1 июля 1941 г. сюда прибыл первый поезд с эвакуированными. В последующие годы республика дала приют детям из Белоруссии, Прибалтики, Карелии, Молдавии, Ленинградской, Смоленской, Московской и других областей. По состоянию на 1 января 1942 г., в Чувашской АССР нашли приют и защиту более 17 тысяч эвакуированных детей в возрасте от 3 до 17 лет, из которых 705 человек прибыло в организованном порядке (детдома и детсады), остальные прибыли с родителями.
Детей школьного возраста прибыло 7795 человек, некоторая часть из них не знала русского языка. Поэтому устройство их в школы по временному месту проживания было затруднительным. «Учебная работа школ в первом полугодии 1941-42 учебного года проходила в несколько иных условиях, чем в прошлые годы: а/ в связи с наличием в большинстве школ и классов эвакуированных детей, преподавание в нерусских школах велось на смешанном языке, учебный материал в основном излагался на родном языке большинства учащихся, а детям, не владеющим чувашским языком, материал параллельно пояснялся на русском языке; б/увеличилось количество школ, работающих в две смены, а 22 городские школы вели учебную работу в три смены; в/ в состав учителей нерусских школ влилось значительное количество лиц, эвакуированных из других областей, которые не владеют чувашским языком и ведут преподавание в V-VII и VIII-Х классах на русском языке…», – узнаем из справки наркома просвещения Чувашской АССР М.П. Макарова и начальника управления начальных и средних школ [А.М.] Шалфеевой от 2 февраля 1942 г. (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1. Оп. 23. Д. 665. Л. 15.).
Перед каждым ведомством стояла важная задача – обеспечить достойный уровень жизни и безопасность эвакуированных детей. Если отделы народного образования и школы занимались перестройкой учебно-воспитательной работы, то работники здравоохранения всех уровней, были сосредоточены на поддержании и сохранении здоровья детей.
Многие семьи покидали дома в спешке, перед руководством республики стоял вопрос обеспечения эвакуированных малышей одеждой и обувью. С этой целью организовывались сборы поношенных вещей, а также мероприятия по реставрации старой одежды и обуви. По инициативе комсомольских и пионерских организаций проводился сбор теплых вещей и учебных пособий для эвакуированных детей. Один из примеров сбор 20 детских пальто, 30 пар носок, 26 рубашек, 40 шаровар, 16 пар туфель и много книг, учебников и письменных принадлежностей комсомольцами и пионерами Алатырского района Чувашской АССР. Одновременно с этим учащиеся Марпосадской средней школы смогли внести на покупку одежды эвакуированным детям 800 рублей, тогда их примеру последовали и другие школьники района.
Благодаря архивным материалам мы не только узнаем о событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., но и видим масштаб социальных изменений. Юные герои военного времени отдавая все силы отдавали ради Победы. Личные истории жителей Чувашии – это бесценные свидетельства, дополняющие строки архивных документов, в силу разных причин не отложились.
Сегодня мы с гордостью и благодарностью вспоминаем каждого, кто носит звание «дитя войны». Их мужество – не просто страница истории, а нравственный ориентир для всех нас.
На снимках:
1. Воспитанники средней группы детского сада Государственного Союзного завода № 654 НКЭП СССР во время занятия по лепке. г. Чебоксары Чувашской АССР. 27 июня 1942 г.
БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1. Оп. 23. Д. 401. Л. 37. (ф. 51).
2. Воспитанники младшей группы детского сада Государственного Союзного завода № 654 НКЭП СССР во время прогулки. г. Чебоксары Чувашской АССР. 27 июня 1942 г.
БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1. Оп. 23. Д. 401. Л. 37. (ф. 53).
3. Воспитанники детского сада Государственного Союзного завода № 654 НКЭП СССР во время праздничного обеда в честь присуждения заводу двух переходящих Красных знамен. г. Чебоксары Чувашской АССР. 13 июля 1942 г.
БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1. Оп. 23. Д. 400. Л. 50. (ф. 44).
4. Пионерский отряд № 1 д. Таушкасы Цивильского района Чувашской АССР. 1943 г.
БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-6. Оп. 5. Д. 318. Л. 125.
5. Воспитанники Ишакского детского дома Ишлейского района Чувашской АССР. 1944 г.
БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-2998. Оп. 2. Д. 53. Л. 4.
6. Группа девочек-воспитанниц Ишакского детского дома, эвакуированных из блокадного Ленинграда. Ишлейский район Чувашской АССР. 1945 г.
БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-2998. Оп. 2. Д. 54. Л. 6.
История этого дня берет начало с сессии Международной женской демократической федерации, проходившей в ноябре 1949 г. Тогда было принято решение учредить День защиты детей. Это стало ответом на одну из важнейших задач послевоенного времени – восстановление мирной жизни и защиту детства, пострадавшего в годы Второй мировой войны. Уже в 1950 г. более 50 стран поддержав эту инициативу, организовали первые мероприятия, на которых поднимались вопросы безопасности, здоровья и благополучия детей. Газета «Красная Чувашия» от 31 мая 1950 г. сообщает, что согласно решению «Национального комитета по проведению Международного дня детей решил провести день 1 июня под знаком активной поддержки борьбы за мир и кампании за запрещение атомного оружия с целью избавить детей от ужасов подготовляемой... войны». Библиотека БУ «ГАСИ ЧР».
Судьбы детей Чувашии, переживших трудные годы Великой Отечественной войны, наполнены как трагизмом, страхом, тяжестью забот, лежавших на их плечах, так и волнительной радостью от скромной, но очень важной, помощи, которую они могли оказывать фронту и в тылу.
Каждый ребенок, независимо от возраста чувствовал изменения в повседневной жизни, связанные с войной. Касалось это и совсем еще малышей. Посещая дошкольные учреждения, они обучались правилам противовоздушной и противохимической обороны. Почти в каждом учреждении наряду с наличием противопожарного оборудования, создавались группы самозащиты, разрабатывались планы эвакуации при воздушной тревоге, а также проводились мероприятия по обучению ребят быстро одеваться укрыться в бомбоубежище.
Руководство и воспитатели детских садов особое внимание старались уделять и оборонно-массовой работе с малышами. Годовой отчет заведующей детским садом (инициалы не указаны) Орловой о работе детского сада завода № 471 за 1943 г. сообщается: «... Детсад ведет систематическую переписку с родителями фронтовиками. Отцы, братья шлют письма полные благодарности за внимание и заботу о их детях, братьях, сёстрах. В детском саду проводятся встречи с раненными бойцами из госпиталя, с приехавшими с фронта отцами. Дети ходят выступать в госпиталь, носят раненым подарки, бумагу, карандаши, носовые платки, книги и т.д. …». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-2852. Оп. 1. Д. 168. Л. 47.).
Война оказала значительное влияние на формирование личности подрастающего поколения республики. Существенное внимание, в связи с этим уделялось агитационно-пропагандистской работе. Так, Чебоксарский Дворец пионеров и школьников в период с 22 июня по 1 октября 1941 г. вниманию ребят представил лекции на следующие темы: «Отечественная война», «Герои отечественных войн», «Положение трудящихся в оккупированных Германией странах», «Пионер – будь бдителен», «Боевые эпизоды Отечественной войны», «Как уберечься от авиабомб», «Пионер! Помогай Родине», «Сталинские соколы бьют врага по-сталински!», «Голод в фашистской Германии», «Юные патриоты» и др.
Можно утверждать, что агитационная работа способствовали вовлечению школьников к оказанию помощи Родине уже с первых дней войны. Подтверждением этому служит отчет секретаря Чебоксарского райкома ВЛКСМ А. Охандерова о работе районного пионерского лагеря Чебоксарского района Чувашской АССР в 1941 г. от 5 сентября 1941 г.: «…Районный пионерский лагерь открылся 20 июня. Лагерь работал только одну смену… Прибывшие пионеры – это дети колхозников, стахановцев, служащих и членов промартели… Известие о нападении германского фашизма зажгло в сердцах юных патриотов огонь… Они, как и каждый советский гражданин, задавались вопросом: «Чем мы можем помочь Родине?». Ответ был один: организованность, сознательность, дисциплинированность, активное участие в общем труде советского народа. Пионеры лагеря собрали 250 кг металлолома. 25 пионеров первого отряда научились метко стрелять и сдали нормы ЮВС. Все под руководством военрука изучили правила противовоздушной и химической обороны, девочки осваивали санитарное дело. Ежедневно проводились политинформации, читки и беседы...». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-6. Оп. 5. Д. 213а. Л. 6-7.).
Первый военный месяц четко обозначил нужды фронта и требования тыла. В связи с этим пионеры и школьники, не входившие в пионерскую организацию, сформировали план работ. Среди основных направлений деятельности можно выделить: сбор металлолома, лекарственных растений, средств на строительство танков, подготовку подарков для бойцов Красной армии, помощь колхозам во время сельскохозяйственных работ, а также госпиталям, в поддержании морального духа раненых и др. Об этом свидетельствует докладная секретаря Чувашского обкома ВЛКСМ по школам [А.Ф.] Башкировой в школьный отдел ЦК ВЛКСМ (инициалы не указаны) Сысоевой от [не ранее 1 августа 1942 г.]: «Труд занимал большое место в жизни пионерлагерей этого года. Сбор полезных дикорастущих растений был одним из главных работ пионеров. Многие лагери добились в этой работе хороших результатов: в Канашском городском лагере при ВРЗ за 2 смены ребята собрали 300 кг лекарственных растений и 500 кг рябины; пионеры Порецкого районного лагеря собрали за одну смену 300 кг полыни и 100 кг белены; в Калининском районном лагере пионеры за одну смену собрали наряду с другими растениями 400 кг дубовой коры… Кроме сбора дикорастущих пионеры находясь в лагерях оказывали большую помощь колхозам…». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-6. Оп. 5. Д. 318. Л. 30.).
Не оставим без внимания и свидетельства, сохранившиеся в информации председателя Чувашского республиканского комитета Союза работников начальных и средних школ (инициалы не указаны) Русланова от [не ранее 5 сентября 1942 г. и не позднее 20 сентября 1942 г.] об участии учителей и учащихся неполных средних, средних школ Чувашской АССР в сельскохозяйственных работах 1942 г. «… В 1941-12 уч. году школами республики для проведения с/х работ в колхозах и совхозах подготовлено 20237 учащихся, из них: трактористов 1408, комбайнеров 60 чел. и шоферов 68 чел. … По данным на 10 августа с/г к сельскохозяйственным работам привлечено 1046 отрядов с охватом 3357 учащихся и 1993 учителей. Остальные учащиеся работают вместе с родителями. В основном ученические отряды работали на прополке полевых и огородных культур. Кроме этого, использовались на вывозке навоза, на поднятия пара, бороньбе и т.д., а за последнее время отряды переключились на сеноуборку и уборку озимых культур… Так, учащиеся Изамбаевской средней школы Галкина М., Сергеева А., ежедневно выполняют по 3 трудодня, учащиеся Комсомольской средней школы Антонов М., Сумзин В., Кульгеев А. вырабатывают по 3-4 трудодня в день… Отряд Трех-Балтаевской средней школы Шемуршинского района в количестве 136 учащихся с 1 июня по 25 июля 1942 г. выработали 2961 трудодень…». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-2727/1531. Оп. 1. Д. 147. Л. 43-45об.).
Важные сведения содержатся в информации председателя Чувашского республиканского комитета профсоюза работников начальных и средних школ (инициалы не указаны) Русланова о социалистическом соревновании в школах Чувашской АССР от 8 октября 1942 г.: «…С начала уборочных работ учащиеся и учителя приняли горячее участие в уборке урожая: на вязке снопов, жнитве, молотьбе, скирдовании, сборе колосьев, уборке льна и гороха. С 1 сентября, когда начались учебные занятия в 1-4 классах, учащиеся после занятий выходили на работу в поле: копали картофель, колотили лен, скирдовали. Всего по району на 1 октября учащимися и учителями выработано 79241 трудодень…». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1. Оп. 23. Д. 911. Л. 5-8.).
Чувашия отправила тысячи своих мужчин на защиту Родины. Уходя на фронт, они оставляли свои семьи, многие из них нуждались в помощи из-за потери кормильца. Школьники не оставляли без внимания такие семьи. В документах содержатся сведения о помощи по уборке жилых комнат, приготовлении обедов, присмотре за малолетними детьми, а также о сборе вещей для детей фронтовиков. Об этом свидетельствует информация секретаря Красноармейского райкома ВЛКСМ Н. Скворцова о работе комсомола в школах Красноармейского района на 5 ноября 1943 г.: «… В Красноармейском районе всего 4 средних и 10 неполных средних школ… Комсомольские организации школ хорошо работали в сборе теплых вещей для детей фронтовиков. Всего собрано по школам 378 кг. шерсти, 404 пары варежек, 376 пар чулок, носков, 63 шт. шапок-ушанок, 10 шт. полушубок, 7 шт. овчин, 2 пары валенок, 672 пары белья. В этом деле хорошо работали комсомольцы Кожаровской нач. школы, где связали 30 пар варежек, чулок, собрали шерсти на 25 пар валенок, Янчеллинской, Яманаковской НСШ, Убеевской СШ, Сириклинской НШ и др. …». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-6. Оп. 5. Д. 343. Л. 112.).
В годы войны пристальное внимание уделяли поддержанию связи детей Чувашии с бойцами и командирами как местных военных частей, так и находящимися на фронте. «В повышении ответственности детей за свое поведение и учебу большую роль сыграла письменная связь детей с фронтовиками живая связь с бойцами и командирами местных воинских частей. Воспитанники Убеевского детского дома послали фронтовикам около пяти килограммов махорки-кров махорки-крошенки, специально выращенной ими самими на своем участке; воспитанники Ибресинского детского дома несколько пар носков и варежек, изготовив из шерсти с овец своего подсобного хозяйства», – читаем в справке (подпись не разборчива) о состоянии учебно-воспитательной работы в детских домах, спецшколах, интернатах Наркомпроса Чувашской АССР от 11 июня 1943 г. (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-6. Оп. 5. Д. 255. Л. 38.).
Для повышения ответственности и чувства сопричастности с фронтовиками организовывались группы помощи и поддержки раненым бойцам в госпиталях. «…Так в дни войны школьники держали неразрывную связь с фронтом. Обмен письмами имел большое воспитательное значение… К XXV годовщине Красной Армии учителя и учащиеся, воодушевленные успехами наших бойцов на фронте, собрали и послали им более 200 крупных посылок весом около 3,5 тонн… Труд в помощь семьям фронтовиков доставлял им [тимуровцам] удовлетворение и радость… А сколько работали тимуровцы в госпиталях? ... волна теплого чувства охватывала защитников Родины каждый раз при появлении в палатах детей в красных галстуках. В Чебоксарах создавались специальные концертные бригады для выступлений перед ранеными…», – запечатлено в издании «Школьники-фронту» С.П. Ухъянкинка от 1970 г. (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-2974. Оп. 1. Д. 36. Л. 18-23.).
Чувашия, будучи тыловым регионом, приняла тысячи эвакуированных детей, став для них вторым домом. Уже 1 июля 1941 г. сюда прибыл первый поезд с эвакуированными. В последующие годы республика дала приют детям из Белоруссии, Прибалтики, Карелии, Молдавии, Ленинградской, Смоленской, Московской и других областей. По состоянию на 1 января 1942 г., в Чувашской АССР нашли приют и защиту более 17 тысяч эвакуированных детей в возрасте от 3 до 17 лет, из которых 705 человек прибыло в организованном порядке (детдома и детсады), остальные прибыли с родителями.
Детей школьного возраста прибыло 7795 человек, некоторая часть из них не знала русского языка. Поэтому устройство их в школы по временному месту проживания было затруднительным. «Учебная работа школ в первом полугодии 1941-42 учебного года проходила в несколько иных условиях, чем в прошлые годы: а/ в связи с наличием в большинстве школ и классов эвакуированных детей, преподавание в нерусских школах велось на смешанном языке, учебный материал в основном излагался на родном языке большинства учащихся, а детям, не владеющим чувашским языком, материал параллельно пояснялся на русском языке; б/увеличилось количество школ, работающих в две смены, а 22 городские школы вели учебную работу в три смены; в/ в состав учителей нерусских школ влилось значительное количество лиц, эвакуированных из других областей, которые не владеют чувашским языком и ведут преподавание в V-VII и VIII-Х классах на русском языке…», – узнаем из справки наркома просвещения Чувашской АССР М.П. Макарова и начальника управления начальных и средних школ [А.М.] Шалфеевой от 2 февраля 1942 г. (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1. Оп. 23. Д. 665. Л. 15.).
Перед каждым ведомством стояла важная задача – обеспечить достойный уровень жизни и безопасность эвакуированных детей. Если отделы народного образования и школы занимались перестройкой учебно-воспитательной работы, то работники здравоохранения всех уровней, были сосредоточены на поддержании и сохранении здоровья детей.
Многие семьи покидали дома в спешке, перед руководством республики стоял вопрос обеспечения эвакуированных малышей одеждой и обувью. С этой целью организовывались сборы поношенных вещей, а также мероприятия по реставрации старой одежды и обуви. По инициативе комсомольских и пионерских организаций проводился сбор теплых вещей и учебных пособий для эвакуированных детей. Один из примеров сбор 20 детских пальто, 30 пар носок, 26 рубашек, 40 шаровар, 16 пар туфель и много книг, учебников и письменных принадлежностей комсомольцами и пионерами Алатырского района Чувашской АССР. Одновременно с этим учащиеся Марпосадской средней школы смогли внести на покупку одежды эвакуированным детям 800 рублей, тогда их примеру последовали и другие школьники района.
Благодаря архивным материалам мы не только узнаем о событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., но и видим масштаб социальных изменений. Юные герои военного времени отдавая все силы отдавали ради Победы. Личные истории жителей Чувашии – это бесценные свидетельства, дополняющие строки архивных документов, в силу разных причин не отложились.
Сегодня мы с гордостью и благодарностью вспоминаем каждого, кто носит звание «дитя войны». Их мужество – не просто страница истории, а нравственный ориентир для всех нас.
На снимках:
1. Воспитанники средней группы детского сада Государственного Союзного завода № 654 НКЭП СССР во время занятия по лепке. г. Чебоксары Чувашской АССР. 27 июня 1942 г.
БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1. Оп. 23. Д. 401. Л. 37. (ф. 51).
2. Воспитанники младшей группы детского сада Государственного Союзного завода № 654 НКЭП СССР во время прогулки. г. Чебоксары Чувашской АССР. 27 июня 1942 г.
БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1. Оп. 23. Д. 401. Л. 37. (ф. 53).
3. Воспитанники детского сада Государственного Союзного завода № 654 НКЭП СССР во время праздничного обеда в честь присуждения заводу двух переходящих Красных знамен. г. Чебоксары Чувашской АССР. 13 июля 1942 г.
БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1. Оп. 23. Д. 400. Л. 50. (ф. 44).
4. Пионерский отряд № 1 д. Таушкасы Цивильского района Чувашской АССР. 1943 г.
БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-6. Оп. 5. Д. 318. Л. 125.
5. Воспитанники Ишакского детского дома Ишлейского района Чувашской АССР. 1944 г.
БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-2998. Оп. 2. Д. 53. Л. 4.
6. Группа девочек-воспитанниц Ишакского детского дома, эвакуированных из блокадного Ленинграда. Ишлейский район Чувашской АССР. 1945 г.
БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-2998. Оп. 2. Д. 54. Л. 6.