К 100-летию со дня рождения участника Великой Отечественной войны, военного летчика Дальней Авиации ВВС МО СССР старшего лейтенанта Иванова - 13 Ноября 2020 - газета Цивильский вестник
Главная » 2020 » Ноябрь » 13 » К 100-летию со дня рождения участника Великой Отечественной войны, военного летчика Дальней Авиации ВВС МО СССР старшего лейтенанта Иванова

К 100-летию со дня рождения участника Великой Отечественной войны, военного летчика Дальней Авиации ВВС МО СССР старшего лейтенанта Иванова

13.11.2020 в 08:21 просмотров: 21 комментариев: 0 Общество
Михаил Иванов родился 13.11.1920 г. в деревне Нижние Кибекси Цивильского уезда Чувашской автономной области в крестьянской семье, где кроме него было еще четверо детей: старшие Виктор, 1912 года рождения, и Николай, 1914 года рождения, а также младшие Мария и Александр. Их родители, отец Прокопьев Иван Прокопьевич и мать Евграфова Александра Евграфовна, до и после Октябрьской революции занимались земледелием. Дети, по мере взросления, активно привлекались к крестьянскому труду, во всем помогали своим родителям в работе по хозяйству. В декабре 1929 г. их индивидуальное хозяйство вошло в состав Н.Кибексинского колхоза «Эмэть».
Все дети Ивана Прокопьевича вначале закончили местную Н.Кибексинскую начальную школу, а затем, в других школах, получили семилетнее образование. После семилетки они продолжили образование в средних общеобразовательных учебных заведениях Чувашской АССР. Это дало им возможность в последующем более активно и достойно участвовать в трудовой и общественно-политической жизни Цивильского района. А когда настала угроза порабощения нашего государства со стороны фашистской Германии, старшие из детей: Виктор, Николай и Михаил, как и многие достойные сыны чувашского народа, стали на защиту нашей общей Родины – Союза Советских Социалистических Республик. Будучи крестьянскими детьми, в мирное время они специально не воспитывались быть воинами, как у других народов, но, когда настало время, они с оружием в руках достойно показали себя на полях сражений Великой Отечественной.
Имея среднее специальное гражданское и военное образование, все трое проходили военную службу офицерами, все - участники Великой Отечественной войны. Николай и Михаил в составе Действующей армии (главная часть Вооруженных Сил СССР, которые непосредственно вели боевые действия) участие в войне приняли с первого ее дня, с 22.06.1941 г. А старший их брат Виктор, бывший работник Цивильского райкома ВКП(Б), с первых дней января 1942 г. в составе 110-го отдельного лыжного батальона (олб) в должности политического руководителя стрелковой роты участвовал в боевых действиях Западного фронта (ЗФ) при общем наступлении Красной Армии (КА) под Москвой. Зимой 1942 г. политрук Иванов В.И. погиб при прорыве Ламского рубежа. Конкретное место и время его гибели до настоящего времени не известны.
После окончания в 1938 г. Цивильского педагогического училища Иванов Михаил Иванович год проработал заведующим Ново-Сюрбеевской начальной школой Цивильского района Чувашской АССР. В 1939 г. поступил в Вольское военное авиатехническое училище в Саратовской обл. После его окончания мл. воентехник Иванов М.И. в ноябре 1940 г. был направлен служить на должность младшего авиатехника во вновь формируемый 98-й дальнебомбардировочный авиационный полк (дбап) 42-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии 3-го бомбардировочного авиационного корпуса Дальнебомбардировочной Авиации (ДБА) Резерва Главного Командования. 98-й дбап, вместе с управлениями авиадивизии и авиакорпуса, дислоцировался на аэродроме «Шаталово» ( Смоленская обл.) Западного особого военного округа.
С 1940 г. полк находился в стадии формирования и только перед самой войной был укомплектован личным составом и авиатехникой почти до полного штата. Это позволило авиаполку с первого дня Великой Отечественной войны, с 22.06.1941 г., почти в полном составе принять участие в боевых действиях против фашистско-германских войск. Уже в первой половине дня более 30 экипажей бомбардировщиков полка ДБ-3 и Ил-4, возглавляемые командиром полка подполковником А.И.Шелестом, вылетели с задачей бомбардировать скопление танков и моторизированной пехоты гитлеровцев на дорогах Янов, Луков, Седлец, Бяла-Подляска. Экипажи поднялись на задание после короткого митинга, на котором летчики, штурманы, воздушные стрелки-радисты поклялись отдать все силы, а если потребуется, и жизнь, для защиты советской Родины. После полудня этого же дня более тридцати ДБ-3 и Ил-4 из 98-го дбап нанесли мощный удар по скоплению танков противника около Варшавы – за 600 км. от места их базирования (аэродром Шаталово). До конца июня 1941 г. полк принимал самое активное участие в приграничных сражениях.
Авиационно-технический состав полка с первых часов войны приступил к выполнению своих прямых служебных обязанностей по обслуживанию и подготовке бомбардировщиков к интенсивным боевым вылетам в тяжелых условиях военного времени. В составе 98-го дбап механик мл. воентехник Иванов М.И. провоевал до конца августа 1941 г., до дня его первого переформирования.
С сентября 1941 г. Михаил Иванович продолжил свой боевой путь уже в составе 519-го истребительного авиационного полка (иап). Полк был сформирован в сентябре 1941 г. при 1-й Рязанской высшей школе штурманов ВВС КА на аэродроме Дягилево. Укомплектован он был истребителями МиГ-3 конструкции А.И. Микояна, которые оставили яркий след в истории Великой Отечественной войны и, особенно, в битве за Москву. Уже с 07.10.1941 г. полк приступил к выполнению боевых задач с аэродрома Тушино (Московская обл.) по защите и обороне нашей столицы в составе 47-й смешанной авиационной дивизии (сад) ВВС Западного фронта (ЗФ). Сама битва за Москву началась 30.09.1941 г. и продолжалась до 20.04.1942 г. Вместе с 519-й иап авиатехник Иванов М.И. почти с самого начала и до самого конца участвовал в этой грандиозной битве.
С 8 января по 20 апреля 1942 г. авиаполк в составе 47-й сад участвовал в Ржевско-Вяземской стратегической операции в период общего наступления Красной Армии под Москвой. В январе 1942 г. при прорыве обороны противника на реке Лама 47-я сад вместе с 519-м иап вошла в состав ВВС 20-й армии ЗФ. С 05.01.1942 г. в составе 2-го гвардейского кавалерийского корпуса 20-й армии в прорыве Ламского рубежа под Москвой принимал участие 110-й олб, где политическим руководителем стрелковой роты был старший брат Михаила Ивановича - Виктор Иванович. Истребители 519-го иап, которые обслуживал и готовил к боевым вылетам авиатехник Иванов М.И., с воздуха прикрывали подразделения 20-й армии, в том числе и 110-й олб, в котором воевал политрук Иванов В.И. Два родных брата и не подозревали, что они в одно и то же время воевали на небольшом участке прорыва обороны противника войсками 20-й армии ЗФ.
В мае 1942 г. 519-й иап вошел в состав 201-й истребительной авиационной дивизии (иад) 1-й Воздушной армии (ВА) ЗФ, которая прикрывала боевые порядки 20-й армии и ее ударные группировки. С 10 мая по 27 октября 1942 г. авиаполками 201-й иад было произведено свыше 11 тыс. боевых самолето-вылетов, в которых было сбито 259 самолетов противника. С августа 1942 г. 519-й иап стал перевооружаться на новые истребители Як-1, а в декабре 1942 г. убыл на доукомплектование и переучивание в ВВС Сибирского военного округа.
В 98-м дбап и 519-м иап техник-лейтенант Иванов М.И. в самый тяжелый начальный период Великой Отечественной войны провоевал в Действующей армии беспрерывно более 500 дней. Техники, механики, мотористы и мастера по всем специальностям – эти скромные и самоотверженные труженики войн, которые своими действиями и героическим трудом обеспечивали летному составу бесперебойные боевые вылеты по уничтожению гитлеровских войск и их военной техники. Невозможно даже перечислить все подвиги, совершенные авиационно-техническим составом ВВС при обеспечении боевых действий авиачастей в годы Великой Отечественной войны. Всего за время войны авиамеханик и авиатехник Иванов М.И. подготовил около 300 боевых самолето-вылетов, из которых более 250 - это в битве за Москву.
Обслуживание и подготовка самолетов к боевым вылетам осуществлялись в очень сложных условиях высокой динамичности боевых действий. Физическая и психологическая нагрузки на авиационно-технический состав авиаполка в битве за Москву были колоссальными. Им приходилось по 18-20 часов в сутки, а иногда и круглосуточно, находиться на аэродроме, работая на самолетах, часто под обстрелом противника. Кроме того, зима 1941-1942 гг. была очень суровой, с сильными морозами и метелями. В этих условиях на полевых аэродромах техсоставу приходилось отогреваться только бензиновыми лампами, применявшимися для обогрева самолетов. Нередко отдыхали и спали тут же возле самолетов, в оборудованных для них нишах. Во что были одеты, в том и ложились, набрасывая еще на себя брезент. Вот здесь-то и пригодилась авиамеханику Иванову М.И. его выносливость, как физическая, так и психологическая, которую он приобрел в крестьянской семье. А ему в это время исполнилось всего 20 лет. По возрасту он был еще юношей, а по тяжелым условиям жизни и военной службы в суровые годы войны - настоящим мужчиной.
С января по май 1943 г. техник-лейтенант Иванов М.И. проходил службу в Сибирском военном округе на аэродроме «Красноярск»: в 20-м запасном авиаполку (зап) в группе переучивания на должность техника звена и в 45-м зап уже на должности авиационного техника звена.
В июне 1943 г. осуществилась давняя мечта Михаила Ивановича - стать военным летчиком. Вначале он был направлен слушателем Купинской авиашколы ГВФ в г. Купинск Новосибирской обл., а с февраля 1944 г., после получения специальности пилотирования летательных аппаратов, стал слушателем Новосибирской военной авиашколы летчиков Авиации Дальнего Действия.
После окончания авиашколы лейтенант Иванов М.И. для дальнейшего прохождения службы в июле 1944 г. был направлен во вновь формируемый 328-й авиационный полк Дальнего Действия (ап ДД), на вооружении которого стали поступать бомбардировщики Ер-2 конструкции В.Г. Ермолаева. Полк начал формироваться с апреля 1944 г. на аэродроме «Попельня» (Киевская обл.) в составе 7-й гв. авиадивизии ДД, а в августе 1944 г. перебазировался в Белую Церковь (Киевская обл.). В последующем, с реорганизацией в декабре 1944 г. Авиации Дальнего Действия в 18-ю Воздушную Армию (ВА), 328-й ап ДД был переименован в 328-й бомбардировочный авиационный полк (бап) и передан в состав 18-й гвардейской (гв.) Орловско-Будапештской бад как резервный. В боевых действиях 328-й бап участия не принимал, так как не был полностью укомплектован и не достиг боеготовности. Причиной тому было то, что поставки самолетов Ер-2 во вновь формируемые авиаполки ДД велись низкими темпами, а их освоение тормозилось многочисленными проблемами в работе мотоустановок самолёта.
В составе 328-го бап лейтенант Иванов М.И. 9 мая 1945 г. встретил окончание войны. За боевые заслуги на фронтах Отечественной войны в 1945 г. он был награжден правительственной наградой – медалью «За боевые заслуги» и в том же году второй наградой - медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Эти награды Михаилом Ивановичем получены за трудовой героизм, который значим не менее, чем боевой героизм. Без трудового героизма большинства солдат и офицеров КА на всех этапах войны мы бы не смогли одержать нашу ПОБЕДУ над смертельным врагом. Да и по существу в этой войне народ воевал не ради наград, а ради защиты своей Родины и полного разгрома врага.
В послевоенный период Михаил Иванович Иванов, которому на конец войны исполнилось 24 года, дальнейшую военную службу продолжил на летных должностях в бомбардировочных авиационных полках Дальней Авиации (ДА) ВВС ВС СССР.
В мае 1946 г. 328-й бап вошел в состав 326-й Тарнопольской ордена Кутузова бад 3-й ВА ДА с перебазированием на аэродром Южного Сахалина. В августе 1946 г. л-т Иванов М.И. был переведен в 132-й Берлинский орденов Кутузова и Александра Невского бап этой же авиадивизии, который до этого в июле-августе 1945 г. с аэродрома «Домна» (Читинская обл.) принимал участие в боевых действиях против Японии. 24.09.1945 г. полк перебазировался на аэродром «Китон» (Южный Сахалин). В 132-м бап Михаил Иванович летал правым летчиком на В-25 - двухмоторном бомбардировщике North American B-25 Mitchell (США). После службы в отдаленной местности на острове Сахалин л-т Иванов М.И. в сентябре 1947 г. был направлен в 229-й гв. Рославский Краснознаменный бап 14-й гв. Брянско-Берлинской бад 2-й ВА ДА, который был первой строевой войсковой частью советских ВВС, приступившей к освоению бомбардировщиков В-25 летом 1942 г.
В этом прославленном полку Авиации Дальнего Действия, который на бомбардировщиках В-25 с июля 1943 г. участвовал во всех крупных операциях КА в годы Великой Отечественной войны, в том числе и в Берлинской операции, Михаил Иванович прослужил почти 3 года. В этот период ему (16.07.1949 г.) было присвоено воинское звание «старший лейтенант». В аттестации командира полка от 28.02.1949 г. на присвоение очередного воинского звания записано «лейтенант Иванов М.И. летает на самолетах По-2, Ще-2, СБ, Ер-2 и В-25. Материальную часть самолета В-25 знает хорошо и как правый летчик с обязанностями вполне справляется. Является хорошим помощником командира корабля как в воздухе, так и на земле. Летать любит. В воздухе вынослив. Выдержанный и дисциплинированный офицер, строевая выправка хорошая, внешне опрятен, подтянут».
С 08.07.1950 г. по 02.03.1951 г. проходил обучение в спецгруппе Дальней Авиации и после был направлен в 208-й гв. бап 11-й гв. Орловской Краснознаменной бад 50-й ВА ДА. Полк был оснащен первыми советскими стратегическими дальними бомбардировщиками Ту-4 и дислоцировался на аэродроме «Сеща» (Брянская обл.)
К концу Второй мировой войны советской стратегической авиации практически не существовало. Несмотря на очевидную эффективность боевого применения Авиации Дальнего Действия с первых дней войны, вынужденная ориентация авиационной промышленности СССР на нужды фронтовой авиации привела к тому, что потери АДД СССР восполнялись в основном средними дальними бомбардировщиками Ил-4, которые составляли основу Авиации ДД СССР. Малочисленный (около 60 единиц) отряд тяжелых четырехмоторных бомбардировщиков ТБ-7 не мог оказать решающего влияния на ход боевых действий. Кроме того, к 1944 г. ТБ-7 по своим тактико-техническим данным начал уступать последним модификациям американского бомбардировщика В-17 «Летающей крепости», главным образом по причине отсутствия советских серийных мощных высотных моторов, без которых ТБ-7 не мог без потерь преодолеть германские зоны ПВО в дневное время.
В 1943 г., в связи с активизацией в СССР работ по атомной проблеме, возникла потребность в разработке авиационного носителя для создаваемой атомной бомбы. Основная роль изначально отводилась единственному в СССР коллективу конструкторов с довоенным опытом создания тяжелых самолетов под руководством А.Н. Туполева, который в мае 1944 г. приступил к разработке нового стратегического бомбардировщика «третьего поколения» (проект с индексом «64»).
Тем временем представилась возможность ликвидировать советское отставание в кратчайшие сроки. В 1944 г. американские стратегические четырехмоторные бомбардировщики В-29 Superfortess «Сверхкрепость» были применены в массированных налетах на Японию и оккупированные японцами территории Китая. Если самолет повреждали средствами ПВО, его экипажу разрешалось совершать посадку на ближайшем советском аэродроме. Так у нас на Дальнем Востоке оказалось 4 новейших по тем временам американских бомбардировщика В-29. Мировую известность В-29 получили после того, как в августе 1945 г. с них сбросили атомные бомбы на японские города Хиросима и Нагасаки.
Председатель Совета Народных Комиссаров СССР И.В. Сталин знал об этих бомбардировщиках и о том, что они оснащены новейшим оборудованием. Помнил и то, что разработка отечественного оборудования для самолетов «64» займет много времени, которого у страны нет. И он принял, вероятно, единственно правильное решение: советской промышленности приказывалось в кратчайший срок наладить выпуск копий американского самолета со всеми его системами.
Таким образом, Ту-4 являлся копией американского бомбардировщика В-29, воспроизведенной методом обратной разработки, но на основе советских технологий, материалов и оборудования. Внедрение в производство Ту-4 шло энергично и без задержек. 19.05.1947 г. состоялся первый полет первого серийного самолета. Серийный выпуск Ту-4 был налажен на уральских заводах и к концу 1949 г. в составе ДА уже числилось более 300 машин, а всего за время производства с 1947 г. по 1952 г. было выпущено около 1200 самолетов. На вооружении ДА ВВС они состояли с 1949 г. до начала 1960-х годов. Дальность полета Ту-4 - 5100 км - не являлась межконтинентальной, поэтому он относился к классу дальних бомбардировщиков. Бомбардировщик Ту-4 (единственный самолет в истории советской авиации, акт по государственным испытаниям которого утвержден Председателем Совета Министров и Министром обороны И.В. Сталиным) сыграл в укреплении обороноспособности страны значительную роль. С принятием его на вооружении советских ВВС США утратили монополию не только на обладание оружием массового уничтожения, но и на средства его доставки. В 1951 г. бомбардировщики Ту-4 стали первыми советскими носителями ядерного оружия (именно с Ту-4А 18 октября 1951 г. была сброшена первая советская атомная бомба). Вплоть до середины 1950-х годов, когда в СССР еще не были развернуты эскадрильи тяжелых стратегических бомбардировщиков нового поколения, основную ударную мощь составляли Ту-4, способные нанести ответные удары по передовым базам США и Западной Европы, а если в один конец без возврата, то и до всех промышленных административных центров США. Это подействовало отрезвляюще на горячие головы наших западных противников. Начиная с 1954 г. Ту-4, последний серийный тяжелый бомбардировщик с поршневыми двигателями, постепенно стали заменять новыми советскими самолетами - стратегическим реактивным бомбардировщиком дальнего действия Ту-16, который полностью был сконструированы советскими авиаконструкторами под управлением А.Н. Туполева. Максимальную скорость реактивный Ту-16 развивал до 1050 км. в час, а Ту-4 - только 560 км. в час. С принятием на вооружение Ту-16 произошел качественный скачок в развитии всей Дальней Авиации.
На бомбардировщик Ту-4 в 208-й гв. бап ст. л-т Иванов М.И. попал как опытный летчик, отлетавший около 4-х лет правым летчиком на В-25, который в послевоенный период использовался как переходная машина при освоении нового стратегического бомбардировщика Ту-4.
Из служебной характеристики командира 208-го гв. бап от марта 1951 г. на летчика правого гв. ст. л-та Иванова М.И. следует, что на данный период времени налет на самолете Ту-4 у него составил 17 часов. Общий же налет на всех типах самолетов - 744 часа, из них ночью - 173 часа и в облаках - 240 часов. Материальную часть самолета Ту-4 правый летчик гв. ст. л-т Иванов М.И. знает хорошо. Занимаемой должности летчика Ту-4 соответствует.
Последние 3 года службы в кадрах ст. л-т Иванов М.И. проходил в новой должности – адъютанта эскадрильи (соответствует должности начальника штаба эскадрильи): с февраля 1953 г. по март 1955 г. в 240-м гв. Севастопольско-Берлинском Краснознаменном бап 57-й Смоленской Краснознаменной бад 50-й ВА ДА на аэродроме «Быхов» (Могилевская обл.), а с марта 1955 г. по январь 1956 г. - в 1224-м бап 106-й бад 50-й ВА ДА на аэродроме «Моздок» (Северная Осетия).
Из 240-го гв. бап Михаил Иванович был переведен в 1224-й бап на равнозначную должность в связи с тем, что 240-й гв. бап ДА в 1955 г. был преобразован в 240-й гв. минно-торпедный авиационный полк и передан в состав ВВС Балтийского флота.
В 1224-м бап ст. л-т Иванов М.И. прослужил недолго, чуть больше 10 месяцев. В июне 1955 г. командиром полка он был представлен к присвоению очередного воинского звания «капитан». Но, к сожалению, в этот период почти одновременно произошло изменение в прохождении военной службы офицерским составом Советской Армии (СА) и начат очередной этап перевооружения на новую авиационную технику многих авиаполков Дальней Авиации. Все эти события кардинально повлияли на дальнейшую судьбу ст. л-та Иванова М.И. В середине 1955 г. был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР, который постановил, что офицеры в воинском звании «старший лейтенант» состоят на действительной военной службе в СА до возраста 35 лет. В ноябре 1955 г. Михаилу Ивановичу исполнилось 35 лет. Но самое главное, 106-я бад была первой в ВС СССР стратегической авиационной дивизией, которая с 1956 г. оснащалась новыми межконтинентальными турбовинтовыми стратегическими бомбардировщиками Ту-95, дальность полета у которых составляла 12100 км, против 5100 км у Ту-4. В ходе реорганизации и перевооружения авиаполков дивизии многие офицеры, достигшие предельного возраста нахождения на действительной военной службе и, в первую очередь, имеющие право на пенсию, подлежали увольнению. Таким образом, Михаил Иванович, по достижению им предельного возраста и, как уже имеющий по льготной выслуге лет право на пенсию от Министерства обороны, был уволен. Свое очередное воинское звание «капитан» он в этих условиях так и не смог получить. В соответствии с приказом ГК ВВС от 31.12.1955 г. ст. л-т Иванов М.И. был уволен в запас по ст. 59 «А» (по выслуге установленного срока действительной службы) и с 21.01.1956 г. исключен из списков части.
Конечно, увольнение с действительной военной службы в возрасте 35 лет для Михаила Ивановича было тяжелым жизненным испытанием. Перестроиться на новый уклад жизни на гражданке, а особенно военному летчику, было очень и очень нелегко. После военной службы он так и не смог до конца реализовать себя на новом поприще в гражданской жизни. После увольнения возвратился к себе на родину, в деревню Нижние Кибекси, где проживали его родители. Работал на разных должностях в народном хозяйсве в Цивильском районе. На родительской усадьбе построил себе новый кирпичный дом, где и жил со своей семьей. Военный пенсионер Иванов Михаил Иванович умер в возрасте 61 год. Похоронен в родной деревне Нижние Кибекси Цивильского района. n
Владимир Грибовский,
бывший помощник командующего Фронтовой Авиацией ВВС МО РФ
полковник в отставке.
Фотографии по теме
Комментарии 0
avatar
-->
© При использовании материалов ссылка на данный сайт обязательна uWeb Создание сайта под ключ Divly