Он вел литературный кружок
Он с детских лет мечтал стать учителем, и эта мечта в 1933 году привела его в Цивильский педагогический техникум. Парнишка из Моргаушского района с первых дней учебы выделялся среди студентов своими глубокими знаниями чувашского языка и литературы, может быть, эта любовь к языку и сыграла в дальнейшем главную роль в судьбе молодого человека Георгия Степановича Шумилова. Сегодня я хочу рассказать и о нем - о жизни своего учителя.
Очень хорошо помню первую свою встречу с ним. Это произошло в сентябре 1956 года. В наш пятый класс Первомайской школы зашел невысокого роста мужчина. Быстро сел за стол и начал знакомиться с нами, затем он долго рассказывал о чувашской поэзии. Оказалось, что он хорошо знает многих чувашских писателей, лично знаком с ними. В первый же день я узнал интересные сведения о Малгае и Эсхеле, а ведь они - наши земляки! Георгий Степанович оживленно рассказывал о становлении чувашской советской поэзии. Как-то, набравшись храбрости, после уроков я подошел к нему со своими стихами. Он усадил меня за парту, взял тетрадь, начал читать стихи и карандашом делать пометки на полях строк. У него было много вопросов ко мне, помню, как он спросил: "Ты действительно любишь литературу и, в частности, поэзию?" Я, конечно, как мог рассказал ему о своей любви к стихам, и тогда он спросил: "Что ты знаешь о строении стиха?" А я, к своему стыду, не понял вопроса и что-то невнятно ответил. Георгий Степанович тепло улыбнулся и сказал: "Ну, что же, будем делать из тебя поэта". Он дал мне небольшую книжку о чувашской литературе, из которой я впервые узнал о рифме, ритме и других таинствах поэзии. Помню, как он учил нас писать заметки в районную газету. В те годы мы писали о пионерских делах, проводимых в школе, помощи колхозу им. Жданова. Уроки Георгия Степановича проходили интересно, для меня они были такими близкими. Благодаря учителю делал успехи в своих попытках стихосочинительства. Я уже мог составлять рифмы, старался выдерживать ритмику, здесь необходимо сказать и о том, что меня всегда подбадривал Георгий Степанович, его советы были очень ценными. Он радовался, когда мои стихотворения приносили ему душевное удовлетворение и всегда говорил о том, чтобы я не торопился печатать их в районной газете. "Прежде чем сделать это, - говорил он, - перепиши свое стихотворение семь, десять раз и притом будь самым строгим читателем своих стихотворений". Это наставление я помню до сих пор. Когда учился в 7 классе, мы выпустили рукописный журнал, где были помещены и мои стихотворения. Помню, как он нас знакомил с сотрудниками редакции районной газеты. Мы часто участвовали в конкурсах школьных стенных газет, которые проводились районными газетчиками. На них мы занимали ведущие места, успехи наши всецело зависели от Георгия Степановича. Мы удивлялись и в то же время восхищались тем, что у нас такой учитель, который запросто разговаривает в редакции райгазеты с ее сотрудниками, шутит с ними. Мы замечали, что газетчики уважительно относятся к нашему учителю, прислушиваются к его советам. И сегодня перед глазами наши экскурсионные поездки в Чебоксары под руководством Георгия Степановича. В одну из таких поездок в Союзе писателей Чувашской АССР мы встретились с поэтами Иваном Малгаем и Аркадием Эсхелем. Воспоминания об учителе самые добрые, чтобы больше узнать о нем, как об истинном знатоке литературы и журналистики, я много раз разговаривал с Ильей Михайловичем Михайловым, почетным краеведом Чувашской АССР. Он хорошо знал моего учителя, так как учились в одном техникуме, кроме того, Георгий Степанович преподавал там чувашский язык и литературу, вел литературный кружок. Георгий Степанович и сам писал стихи, читал их перед кружковцами. В те годы он - активный корреспондент "Сталинца", из-под его пера выходят одна за другой статьи, зарисовки о жизни студентов педагогического и сельскохозяйственных техникумов, о развитии ОСОАВИАХИМа в районе, ворошиловских стрелках, передовиках первых ударных пятилеток. Эти материалы очень интересны по форме и содержанию. Прошло уже более 80 лет, как они были напечатаны в газете, но в них и сегодня бьет ключом пульс того времени. Я рад за своего учителя, рад, что судьба подарила мне те незабываемые встречи с ним, и сегодня, в преддверии 95-летнего юбилея родной газеты с гордостью пишу: такие люди, как мой учитель, были в рядах газетчиков, они есть, будут, они - продолжатели дела Георгия Степановича и журналистов 30-х, 40-х, 50-х… годов прошлого столетия...
Очень хорошо помню первую свою встречу с ним. Это произошло в сентябре 1956 года. В наш пятый класс Первомайской школы зашел невысокого роста мужчина. Быстро сел за стол и начал знакомиться с нами, затем он долго рассказывал о чувашской поэзии. Оказалось, что он хорошо знает многих чувашских писателей, лично знаком с ними. В первый же день я узнал интересные сведения о Малгае и Эсхеле, а ведь они - наши земляки! Георгий Степанович оживленно рассказывал о становлении чувашской советской поэзии. Как-то, набравшись храбрости, после уроков я подошел к нему со своими стихами. Он усадил меня за парту, взял тетрадь, начал читать стихи и карандашом делать пометки на полях строк. У него было много вопросов ко мне, помню, как он спросил: "Ты действительно любишь литературу и, в частности, поэзию?" Я, конечно, как мог рассказал ему о своей любви к стихам, и тогда он спросил: "Что ты знаешь о строении стиха?" А я, к своему стыду, не понял вопроса и что-то невнятно ответил. Георгий Степанович тепло улыбнулся и сказал: "Ну, что же, будем делать из тебя поэта". Он дал мне небольшую книжку о чувашской литературе, из которой я впервые узнал о рифме, ритме и других таинствах поэзии. Помню, как он учил нас писать заметки в районную газету. В те годы мы писали о пионерских делах, проводимых в школе, помощи колхозу им. Жданова. Уроки Георгия Степановича проходили интересно, для меня они были такими близкими. Благодаря учителю делал успехи в своих попытках стихосочинительства. Я уже мог составлять рифмы, старался выдерживать ритмику, здесь необходимо сказать и о том, что меня всегда подбадривал Георгий Степанович, его советы были очень ценными. Он радовался, когда мои стихотворения приносили ему душевное удовлетворение и всегда говорил о том, чтобы я не торопился печатать их в районной газете. "Прежде чем сделать это, - говорил он, - перепиши свое стихотворение семь, десять раз и притом будь самым строгим читателем своих стихотворений". Это наставление я помню до сих пор. Когда учился в 7 классе, мы выпустили рукописный журнал, где были помещены и мои стихотворения. Помню, как он нас знакомил с сотрудниками редакции районной газеты. Мы часто участвовали в конкурсах школьных стенных газет, которые проводились районными газетчиками. На них мы занимали ведущие места, успехи наши всецело зависели от Георгия Степановича. Мы удивлялись и в то же время восхищались тем, что у нас такой учитель, который запросто разговаривает в редакции райгазеты с ее сотрудниками, шутит с ними. Мы замечали, что газетчики уважительно относятся к нашему учителю, прислушиваются к его советам. И сегодня перед глазами наши экскурсионные поездки в Чебоксары под руководством Георгия Степановича. В одну из таких поездок в Союзе писателей Чувашской АССР мы встретились с поэтами Иваном Малгаем и Аркадием Эсхелем. Воспоминания об учителе самые добрые, чтобы больше узнать о нем, как об истинном знатоке литературы и журналистики, я много раз разговаривал с Ильей Михайловичем Михайловым, почетным краеведом Чувашской АССР. Он хорошо знал моего учителя, так как учились в одном техникуме, кроме того, Георгий Степанович преподавал там чувашский язык и литературу, вел литературный кружок. Георгий Степанович и сам писал стихи, читал их перед кружковцами. В те годы он - активный корреспондент "Сталинца", из-под его пера выходят одна за другой статьи, зарисовки о жизни студентов педагогического и сельскохозяйственных техникумов, о развитии ОСОАВИАХИМа в районе, ворошиловских стрелках, передовиках первых ударных пятилеток. Эти материалы очень интересны по форме и содержанию. Прошло уже более 80 лет, как они были напечатаны в газете, но в них и сегодня бьет ключом пульс того времени. Я рад за своего учителя, рад, что судьба подарила мне те незабываемые встречи с ним, и сегодня, в преддверии 95-летнего юбилея родной газеты с гордостью пишу: такие люди, как мой учитель, были в рядах газетчиков, они есть, будут, они - продолжатели дела Георгия Степановича и журналистов 30-х, 40-х, 50-х… годов прошлого столетия...