Галина Григорьева: «Надо обязательно мечтать…
Эта женщина восхищает своей красотой и талантами. Удивительные творческие способности, фантазию, богатое воображение она воплощает в узорах чувашской вышивки. Ее работы не раз занимали призовые места в республиканских конкурсах, а ее мастерство стремятся перенять многие рукодельницы. В преддверии Международного женского дня у нас в гостях цивилянка Галина Григорьева.
- Галина Николаевна, когда и с чего началось ваше увлечение? - Началось это давно. Меня всегда привлекала старинная чувашская вышивка. Еще в юности, сама того не замечая, я всегда приглядывалась к бабушкиным вещам, старинным свадебным нарядам. Когда училась в Канашском педучилище, нам дали несколько уроков чувашской вышивки: показали, как делаются небольшие стежки, три-четыре шва. Мне это показалось очень интересным, но в те времена не было материала. Нашла маленький кусочек мадаполама, на нем и вышила свои первые стежки. Этот кусочек ткани, уже пожелтевший, до сих пор хранится как мой заветный талисман. Больше уроков не было, но с этого момента желание вышивать стало еще больше. К сожалению, вплотную заниматься вышивкой было некогда: надо учиться, потом работать. По направлению из училища приехала работать в Цивильск, вышла замуж, родились дети, какая уж тут вышивка может быть! 26 лет проработала в школе-интернате для глухих детей, а потом меня перевели специалистом по семье и детям в администрацию района. Однажды в качестве представителя районной администрации поехала в Таушкасы на какоето мероприятие и там встретилась с известной мастерицей Евгенией Николаевной Жачевой. Школьники, вышивающие под ее руководством, подарили мне салфетку. Изумительный подарок! Такая прелесть, такая радость, такое чудо! Поблагодарила и сказала Жачевой: "Очень хочу так же научиться вышивать". Она ответила: "Приезжай, научу". И у меня такое желание разыгралось! Но в какое время ездить в Таушкасы? В будние дни работа, семья, дети, в выходные надо в деревню, помогать старенькой маме. Принесла салфетку домой и сразу же, отложив все другие дела, развернула ее, стала разглядывать и так и сяк. Ткани уже были к тому времени и канва - все-все уже было готово к этому времени. Стала эту салфетку расшивать: изучаю швы и тут же пробую на своей канве, а салфетку обратно зашиваю - жалко портить замечательную вещь. Тогда еще не знала ни техники, ни порядка действий, каждый момент, как умела, постигала своим умом. Потихоньку всю салфетку расшила и сделала свою копию. С этого момента начала вышивать, приходила с работы, хоть 15-20 минут, да выкраивала на вышивание, даже между домашними делами: из огорода зайду, руки вымою, несколько стежков сделаю и обратно бегу в огород.
- Чем вдохновлялись в своих работах? - В 1980-х годах фабрика "Паха Т.р." вышивала много вещей, и много чего продавалось в магазинах. Я иногда покупала что-то, постельные принадлежности, например. Они до сих пор у меня, я их берегу, не стелю. Однажды, я тогда была беременна первым ребенком, увидела в универмаге "Цивиль" красивый халат. Голубой, а на карманах большие вышивки и спереди отделка чувашской вышивкой. Ну очень красивый халат! Только стоит 24 рубля - очень дорого. Как-то раз поделилась своей мечтой с мужниной сестрой. Сказала и забыла. А когда родила, муж стал советоваться с сестрой, что купить на рождение ребенка, и она вспомнила, что мне нравился халат с вышивкой. И вот выписались мы с ребенком из роддома, а муж встречает и дарит мне подарок - тот самый халат! Он у меня до сих пор хранится. Правда, уже состарился, истрепался, но я его берегу. Эти вышивки я потом повторяла в своих изделиях. - Как оттачивали мастерство? Учились у педагогов или постигали все своими силами? - Однажды пришла в голову мысль: а что это я сама вышиваю, наверняка есть какието хитрости, секреты, о которых я не знаю. Надо что-то делать. Зашла в интернет, смотрю, Музей чувашской вышивки объявляет набор мастериц для обучения в школе вышивки. Оказывается, один поток уже выучился, а я и не знала. И телефон указан. Я тут же позвонила, а мне отвечают: "Группа уже набрана, вы опоздали". Я стала умолять: "Ну, пожалуйста, запишите меня, вдруг кто-то откажется, вдруг кто-то не придет, ну хоть как-нибудь, хоть в резерв!". Записали. И вот что хочу сказать: надо обязательно мечтать, и эти мечты когданибудь исполнятся. Убеждалась в этом не раз в своей жизни. Так и получилось: мне позвонили и пригласили на учебу. В течение двух лет, с ноября по май, раз в неделю ездила учиться: постигала азы, узнавала секреты. Там хорошие специалисты, мастера, искусствоведы, очень интересные, увлекательные были занятия. Благодаря им отточила свое мастерство. - Как ваши работы вышли в свет? - Выучилась и захотелось проверить, на что я способна. Решила участвовать в республиканском конкурсе чувашской вышивки, это было в 2022 году. Конкурсантам дали задание вышить солдатский платок. Слышала от старых людей, что у чувашей был такой обычай провожая в армию, девушка дарила своему возлюбленному платок. Как обещание, что будет ждать, а с его стороны - что он вернется. Это был и оберег, чтобы парня в дальней дороге девичья любовь хранила и обратно привела. В старину же на праздниках водили хороводы, так вот, если парень и девушка были скромные, не смели подойти друг к другу, то во время хоровода они старались встать рядом, чтобы держаться за руки, и в этот момент девушка могла тайно вложить платочек в руку возлюбленного. Он так же тайно его прятал, хранил. Это очень красиво и романтично, и мне захотелось все это выразить в своей вышивке. Сама разработала дизайн и узор. Платок четырехугольный, олицетворяет четыре стороны света, четыре угла дома. По краям орнамент гор - символ жизненных трудностей, препятствий, а между гор - божества, те, кто охраняет и помогает эти препятствия преодолевать. По углам вышила знак любви. Это значит, в какую бы сторону солдат ни пошел, его будет хранить любовь девушки. А над любовью - небосвод, символ небесной силы, который оберегает эту любовь. Над небосводом еще маленький знак любви, который говорит о том, что любовь рождает любовь. На четырех сторонах ступень, как жизненный фундамент, на нем мечты парня и девушки, а на фундаменте - древо жизни, от него по бокам две фигуры желтых птиц, они смотрят друг на друга и олицетворяют парня и девушку, их стремление к будущему, желание объединиться, жить вместе. Там же зашифровано скрытое письмо, которое должен был только парень прочитать. Сделала двухслойную бахрому. Потому что со слов бабушки помню, что бахрома у чувашей выполнялась на любом наряде и украшении. На нее вешали монетки или ракушки, считалось, что она колышется и отпугивает злые силы. Чем плотнее, гуще бахрома, тем больше отпугивает. Поэтому я свой платок украсила двухслойной бахромой. В общем, старалась заложить в свою работу идею, смысл, и в результате получила диплом за креативный подход. Второй раз участвовала в конкурсе в 2023 году. Тема была сложная, интересная, поначалу я даже сомневалась, справлюсь ли. Надо было придумать школьный костюм или аксессуар для него, или аксессуар для школьных принадлежностей: обложки для тетрадей, пенала, рюкзака… Вообще, у меня такая натура: я долго думаю, долго созреваю, вынашиваю идею в себе, а потом берусь и делаю. Другие участники вышивали платья, украшали белые школьные фартуки обильной вышивкой, но мне эти идеи не понравились, потому что таким вещам нет применения. Это для сцены, но не для школы. Красиво, но непрактично. А я придумала символику для школьной формы и очень горжусь этим. Галстук - наш, чувашский, он будет силы детям давать. Малая родина всегда поддерживает человека. Также разработала эмблему для школьной рубашки. И опять, как в случае с солдатским платком, каждый стежок, каждый узор несет в себе скрытый смысл, олицетворяет ребенка, его нераскрытые таланты, которые со временем раскрываются. Олицетворяет учителя, сеющего разумное, доброе, вечное. Олицетворяют солнце и нашу республику… Заняла 3-е место, потому что работа моя была смысловая, а не объемная. Третий раз принимала участие в конкурсе в 2024 году. Надо было исполнить старинную вещь, тематика называлась "Мое приданое". Раньше в приданое входили платок жениха, его рубашка, подушка, платье невесты, шапочка невесты, покрывало, многое другое. Я решила вышить покрывало невесты. По условиям конкурса вышивать надо было обязательно на домотканом полотне. Я такое полотно собираю, где могу, покупаю, и если у кого беру, обязательно записываю историю: кто ткал это полотно, в каком году родился, где жил, чем занимался, вкладываю эту запись в рулон. Я хочу сохранить имя той мастерицы, которая ткала. На своем конкурсном покрывале невесты тоже указала автора ткани. Почему она должна остаться в тени? Она же это ткала! Это ее труд! Пусть ее не знают, хотя бы имя ее прочитают. Ее уже нет в этом мире, но я верю, что она там все видит, все чувствует и дальше благословляет: "Спасибо, что храните мое дело, пусть и у вас все будет удачно складываться". Покрывало мое было двустороннее. В старину оно обязательно вышивалось с двух сторон - так оценивали мастерство вышивальщицы. Мою работу тоже оценили - заняла первое место! - Сколько вы над ним работали? - Конкурс объявили в июле, я узнала о нем в августе. А у меня в августе внуков полный дом, мне совершенно было не до вышивания. Срок сдачи работ - середина октября. Решила, что не буду участвовать, но голова все равно начала думать: спать лягу - думаю, работаю - думаю, как это можно сделать. В начале сентября уехала в Таганрог к дочери. На всякий случай взяла с собой материалы. В поезде вышивала. Вернулась в начале октября, чувствую, что не успею закончить работу. Звоню организаторам: не продлите ли сроки? И с облегчением слышу, что продлят до 4 ноября. Успела. Правда, вышивала целыми днями, все домашние работы отодвинула на второй план и в огород толком не выходила. Садилась на подоконник и вышивала. Почему на подоконник? Потому что надо вышивать при дневном свете, а при искусственном портится зрение.
- Галина Николаевна, когда и с чего началось ваше увлечение? - Началось это давно. Меня всегда привлекала старинная чувашская вышивка. Еще в юности, сама того не замечая, я всегда приглядывалась к бабушкиным вещам, старинным свадебным нарядам. Когда училась в Канашском педучилище, нам дали несколько уроков чувашской вышивки: показали, как делаются небольшие стежки, три-четыре шва. Мне это показалось очень интересным, но в те времена не было материала. Нашла маленький кусочек мадаполама, на нем и вышила свои первые стежки. Этот кусочек ткани, уже пожелтевший, до сих пор хранится как мой заветный талисман. Больше уроков не было, но с этого момента желание вышивать стало еще больше. К сожалению, вплотную заниматься вышивкой было некогда: надо учиться, потом работать. По направлению из училища приехала работать в Цивильск, вышла замуж, родились дети, какая уж тут вышивка может быть! 26 лет проработала в школе-интернате для глухих детей, а потом меня перевели специалистом по семье и детям в администрацию района. Однажды в качестве представителя районной администрации поехала в Таушкасы на какоето мероприятие и там встретилась с известной мастерицей Евгенией Николаевной Жачевой. Школьники, вышивающие под ее руководством, подарили мне салфетку. Изумительный подарок! Такая прелесть, такая радость, такое чудо! Поблагодарила и сказала Жачевой: "Очень хочу так же научиться вышивать". Она ответила: "Приезжай, научу". И у меня такое желание разыгралось! Но в какое время ездить в Таушкасы? В будние дни работа, семья, дети, в выходные надо в деревню, помогать старенькой маме. Принесла салфетку домой и сразу же, отложив все другие дела, развернула ее, стала разглядывать и так и сяк. Ткани уже были к тому времени и канва - все-все уже было готово к этому времени. Стала эту салфетку расшивать: изучаю швы и тут же пробую на своей канве, а салфетку обратно зашиваю - жалко портить замечательную вещь. Тогда еще не знала ни техники, ни порядка действий, каждый момент, как умела, постигала своим умом. Потихоньку всю салфетку расшила и сделала свою копию. С этого момента начала вышивать, приходила с работы, хоть 15-20 минут, да выкраивала на вышивание, даже между домашними делами: из огорода зайду, руки вымою, несколько стежков сделаю и обратно бегу в огород.
- Чем вдохновлялись в своих работах? - В 1980-х годах фабрика "Паха Т.р." вышивала много вещей, и много чего продавалось в магазинах. Я иногда покупала что-то, постельные принадлежности, например. Они до сих пор у меня, я их берегу, не стелю. Однажды, я тогда была беременна первым ребенком, увидела в универмаге "Цивиль" красивый халат. Голубой, а на карманах большие вышивки и спереди отделка чувашской вышивкой. Ну очень красивый халат! Только стоит 24 рубля - очень дорого. Как-то раз поделилась своей мечтой с мужниной сестрой. Сказала и забыла. А когда родила, муж стал советоваться с сестрой, что купить на рождение ребенка, и она вспомнила, что мне нравился халат с вышивкой. И вот выписались мы с ребенком из роддома, а муж встречает и дарит мне подарок - тот самый халат! Он у меня до сих пор хранится. Правда, уже состарился, истрепался, но я его берегу. Эти вышивки я потом повторяла в своих изделиях. - Как оттачивали мастерство? Учились у педагогов или постигали все своими силами? - Однажды пришла в голову мысль: а что это я сама вышиваю, наверняка есть какието хитрости, секреты, о которых я не знаю. Надо что-то делать. Зашла в интернет, смотрю, Музей чувашской вышивки объявляет набор мастериц для обучения в школе вышивки. Оказывается, один поток уже выучился, а я и не знала. И телефон указан. Я тут же позвонила, а мне отвечают: "Группа уже набрана, вы опоздали". Я стала умолять: "Ну, пожалуйста, запишите меня, вдруг кто-то откажется, вдруг кто-то не придет, ну хоть как-нибудь, хоть в резерв!". Записали. И вот что хочу сказать: надо обязательно мечтать, и эти мечты когданибудь исполнятся. Убеждалась в этом не раз в своей жизни. Так и получилось: мне позвонили и пригласили на учебу. В течение двух лет, с ноября по май, раз в неделю ездила учиться: постигала азы, узнавала секреты. Там хорошие специалисты, мастера, искусствоведы, очень интересные, увлекательные были занятия. Благодаря им отточила свое мастерство. - Как ваши работы вышли в свет? - Выучилась и захотелось проверить, на что я способна. Решила участвовать в республиканском конкурсе чувашской вышивки, это было в 2022 году. Конкурсантам дали задание вышить солдатский платок. Слышала от старых людей, что у чувашей был такой обычай провожая в армию, девушка дарила своему возлюбленному платок. Как обещание, что будет ждать, а с его стороны - что он вернется. Это был и оберег, чтобы парня в дальней дороге девичья любовь хранила и обратно привела. В старину же на праздниках водили хороводы, так вот, если парень и девушка были скромные, не смели подойти друг к другу, то во время хоровода они старались встать рядом, чтобы держаться за руки, и в этот момент девушка могла тайно вложить платочек в руку возлюбленного. Он так же тайно его прятал, хранил. Это очень красиво и романтично, и мне захотелось все это выразить в своей вышивке. Сама разработала дизайн и узор. Платок четырехугольный, олицетворяет четыре стороны света, четыре угла дома. По краям орнамент гор - символ жизненных трудностей, препятствий, а между гор - божества, те, кто охраняет и помогает эти препятствия преодолевать. По углам вышила знак любви. Это значит, в какую бы сторону солдат ни пошел, его будет хранить любовь девушки. А над любовью - небосвод, символ небесной силы, который оберегает эту любовь. Над небосводом еще маленький знак любви, который говорит о том, что любовь рождает любовь. На четырех сторонах ступень, как жизненный фундамент, на нем мечты парня и девушки, а на фундаменте - древо жизни, от него по бокам две фигуры желтых птиц, они смотрят друг на друга и олицетворяют парня и девушку, их стремление к будущему, желание объединиться, жить вместе. Там же зашифровано скрытое письмо, которое должен был только парень прочитать. Сделала двухслойную бахрому. Потому что со слов бабушки помню, что бахрома у чувашей выполнялась на любом наряде и украшении. На нее вешали монетки или ракушки, считалось, что она колышется и отпугивает злые силы. Чем плотнее, гуще бахрома, тем больше отпугивает. Поэтому я свой платок украсила двухслойной бахромой. В общем, старалась заложить в свою работу идею, смысл, и в результате получила диплом за креативный подход. Второй раз участвовала в конкурсе в 2023 году. Тема была сложная, интересная, поначалу я даже сомневалась, справлюсь ли. Надо было придумать школьный костюм или аксессуар для него, или аксессуар для школьных принадлежностей: обложки для тетрадей, пенала, рюкзака… Вообще, у меня такая натура: я долго думаю, долго созреваю, вынашиваю идею в себе, а потом берусь и делаю. Другие участники вышивали платья, украшали белые школьные фартуки обильной вышивкой, но мне эти идеи не понравились, потому что таким вещам нет применения. Это для сцены, но не для школы. Красиво, но непрактично. А я придумала символику для школьной формы и очень горжусь этим. Галстук - наш, чувашский, он будет силы детям давать. Малая родина всегда поддерживает человека. Также разработала эмблему для школьной рубашки. И опять, как в случае с солдатским платком, каждый стежок, каждый узор несет в себе скрытый смысл, олицетворяет ребенка, его нераскрытые таланты, которые со временем раскрываются. Олицетворяет учителя, сеющего разумное, доброе, вечное. Олицетворяют солнце и нашу республику… Заняла 3-е место, потому что работа моя была смысловая, а не объемная. Третий раз принимала участие в конкурсе в 2024 году. Надо было исполнить старинную вещь, тематика называлась "Мое приданое". Раньше в приданое входили платок жениха, его рубашка, подушка, платье невесты, шапочка невесты, покрывало, многое другое. Я решила вышить покрывало невесты. По условиям конкурса вышивать надо было обязательно на домотканом полотне. Я такое полотно собираю, где могу, покупаю, и если у кого беру, обязательно записываю историю: кто ткал это полотно, в каком году родился, где жил, чем занимался, вкладываю эту запись в рулон. Я хочу сохранить имя той мастерицы, которая ткала. На своем конкурсном покрывале невесты тоже указала автора ткани. Почему она должна остаться в тени? Она же это ткала! Это ее труд! Пусть ее не знают, хотя бы имя ее прочитают. Ее уже нет в этом мире, но я верю, что она там все видит, все чувствует и дальше благословляет: "Спасибо, что храните мое дело, пусть и у вас все будет удачно складываться". Покрывало мое было двустороннее. В старину оно обязательно вышивалось с двух сторон - так оценивали мастерство вышивальщицы. Мою работу тоже оценили - заняла первое место! - Сколько вы над ним работали? - Конкурс объявили в июле, я узнала о нем в августе. А у меня в августе внуков полный дом, мне совершенно было не до вышивания. Срок сдачи работ - середина октября. Решила, что не буду участвовать, но голова все равно начала думать: спать лягу - думаю, работаю - думаю, как это можно сделать. В начале сентября уехала в Таганрог к дочери. На всякий случай взяла с собой материалы. В поезде вышивала. Вернулась в начале октября, чувствую, что не успею закончить работу. Звоню организаторам: не продлите ли сроки? И с облегчением слышу, что продлят до 4 ноября. Успела. Правда, вышивала целыми днями, все домашние работы отодвинула на второй план и в огород толком не выходила. Садилась на подоконник и вышивала. Почему на подоконник? Потому что надо вышивать при дневном свете, а при искусственном портится зрение.